Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
11:53 

"Леди Макбет Мценского уезда" реж. Дм. Егоров. Этюд-театр.

В процессе просмотра премьерного спектакля "Леди Макбет Мценского уезда" промелькнула мысль- "меня терзают смутные сомненья". После того, как я подробно просмотрела состав актерского ансамбля, то вслух сказала сама себе: "Предчувствие меня не обмануло"!
Вообще, фамилия режиссера и, одновременно, автора композиции по Лескову и очеркам В. Дорошевича должна была насторожить - Дмитрий Егоров, он же Данила Привалов. Но уж очень любопытно было.
Все-таки, "Леди Макбет Мценского уезда" чаще воспринимается ,как знаменитая и гениальная опера Д.Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" Хорошо, что я не начала знакомиться с составом исполнителей заранее. Узнай я до спектакля, что почти все актеры - это выпускники 2011 года мастерской В.М. Фильштинского, составляющие труппу "Этюд-театра"- точно бы не пошла!
После этого признания меня ,конечно,закидают тапками горячие последователи и почитатели творческого и педагогического методов В.М.,но поскольку эти методы и принципы я не разделяю давно и прочно,то и спорить со мной в этом смысле дело безнадежное))).
Это предыстория. Теперь о том, что увидела, поняла, прожила и пережила.
С первой минуты стало очевидно, что предстоит выдержать, хотя и очень талантливую, но провокацию. По тому, как вели себя на сцене актеры - жестами, хождением и красноречивым сидением долго и безмолвно передающими содержание первой сцены, слово "этюд" как-то сразу всплыло в подсознании. И дальше, все так же, почти без слов и без малого
3 часа зрителя ввергали в пучину полной беспросветности. Да, ни одного положительного героя нет и у Лескова, но Катерина Львовна оправдана Лесковым хотя бы тем, что от жуткой безысходности полюбила никчемного Сергея, а уж потом, защищая свою любовь, убила, убила много раз. Егоров же не только не оправдывает героиню, а напротив, заставляет убедиться в полной случайности этой любви и в совершенно спонтанных убийствах. Увидела Катя дохлую крысу, сообразила - яд. Через мгновение яд в тарелке у свекра, муж зашел не совсем вовремя - задушила и его, хотя и не боялась, а просто так задушила, чтобы не путался под ногами. Ребенка, претендующего на наследство, жалеючи прижала к животу, да ручками посильнее за шею - и душа невинного младенца в рай понеслась...
Параллельно в спектакле есть линия: следователь- преступник, в которой чередой проходят люди-нелюди, совершившие чудовищные преступления, но так и не раскаявшиеся в них. И следователь, сухо и монотонно зачитывающая строчки из уголовных дел, вольно или невольно, подчас своеобразно, вынуждена реагировать на признания подследственных (кстати, материалы уголовных дел подлинные).
При этом замечу, что тема преступника- "святотатца", с самого начала проходящая в спектакле и трижды потом повторяющаяся - это, по-моему, плохо задрапированная отсылка к делу Pussy Riot, так сильно всколыхнувшего особо чувствительные слои нашей творческой интеллигенции.)))
О символах.
Все действие проходит в клетке- символе очень ясном: дом- тюрьма, а чувства и мысли в заточении. Еще один символ-вода. Это испытание водой в сцене со следователем, очищение водой в сцене допроса Катерины и звук речной волны в финале - символ, возможно, течения времени или вечного непокоя (здесь у каждого свои ассоциации).
Понимая, видимо, что нужно где-то приподнять черную пелену, окутавшую сознание зрителя, в начале второго акта режиссер очень умело встраивает интермедию. " Театр в театре"- ход не новый, существует со времен царя-гороха, но, почти всегда, беспроигрышный. В данном случае каторжане неумело разыгрывают "пьеску о беглом каторжнике", а актеры вовсю используют пародийно-капустные приемы, густо приправленные узнаваемыми самодеятельными штампами. Театральный люд, во множестве прибывший на спектакль, реагировал дружным здоровым смехом. Правда, это было очень смешно, хотя и примитивно, но жанрик такой.)
Второй акт "На каторгу" изобилует натурализмом. Впечатляет довольно сильно. Мою соседку натурально одолел приступ тошноты. Скорее всего, этого и добивались создатели спектакля-очерка. Добивались неприкрытости, документальности происходящего, что ли... Другое дело, хочу ли я смотреть на то, что вижу каждый день в криминальных новостях ТВ? Но это другой вопрос. Молодые актеры и режиссеры часто считают, что чувства добрые надо пробуждать именно таким способом. А раньше это называлось "фигой в кармане".
Чтобы читателю не показалось все выше изложенное ужасным брюзжанием, скажу, что все же советую на спектакле побывать.Хотя бы для того , чтобы составить свое собственное мнение! Ведь бывает кино не для всех, так и театр тоже бывает не для всех.
PS. А все же, понятие "театр» для меня равно понятию " игра". А этюды на погружение- это, как ни крути - этюды))

@темы: Театр

URL
   

Пролетая над

главная